Физическое развитие. На протяжении года масса тела достигает приблизительно 16,5 кг, рост – 102 см, окружность грудной клетки – 53 см. Показатели силовых возможностей приближаются к следующим величинам: у мальчиков сила правой кисти равняется примерно 3,9–7,0 кг, левой – 3,5–6,2 кг, становая сила – 13–19 кг. У девочек сила правой кисти в пределах 3,3–6,9 кг, левой – 3,2–5,6 кг, становая сила – 12–17 кг.
В результате неравномерного роста головы, туловища иконечностей заметно меняются пропорции тела, происходит перемещение средней точки длины тела. Дальнейшее развитие получает мышечная система, опорно-двигательный и связочный аппарат.
66
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
Однако мышечный корсет еще слаб, и легко появляются отклонения в осанке. Стопа ребенка за счет все еще плотной жировой прослойки имеет уплотненный вид.
Физическая работоспособность в 4 года у мальчиков составляет примерно 109–154 кгм/мин, у девочек – около 106–118 кгм/мин.
Повышается двигательная активность ребенка – 7000–9500 движений в сутки.
Социально-нравственное иличностное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям: восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать вигре отношения, доступные его восприятию. У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно- игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка кконцу года. Отмечается особенная чувствительность воспитанников ктону, настроению иотношению ксебе состороны окружающих.
На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны – и в этом находит отражение их позитивное «я»; другие– стеснительны, нерешительны. Педагогический работник помогает воспитаннику увидеть его собственные достоинства, быть признанным среди сверстников, научиться дружить. Коммуникативная деятельность отличается активностью и стремлением действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником. При этом воспитанники используют почти вравной степени как неречевые (экспрессивно- жестовые, мимические), так и речевые средства.
У воспитанников развивается не только актуальное «я», но и динамическое «я»: они способны представить себя впрошлом или вбудущем. На основании представлений о своем «я» путем оценок педагогических работников, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется самооценка ребенка дошкольного возраста. Сначала – общая, позже все отчетливее проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений вконкретных видах деятельности (хорошо рисую, хорошо пою и танцую). С развитием самооценки ребенка тесно связаны чувства стыда игордости. Однако теперь ребенок гордится не только ине столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством (хорошо рисую машинку, быстро бегаю и т.д.).
Появляется ролевая игра. Вигре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение. Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными ииграми «рядом». Однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.
Среди значимых видов деятельности, которыми овладевают воспитанники четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно- речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию.
67
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в овладении навыками самообслуживания, воспитанники включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивают способы действий с предметами-орудиями (начинают пользоваться лопаткой, молоточком и т.д.), приобретают элементарные трудовые умения инавыки. Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения кобщению совзрослыми удетей начинают переходить изсферы чисто практической (совместного выполнения действий) всферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.
Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. Вструктуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами, и их количество возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности: образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) уребенка формируются представления овнутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.
Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «Что с ним делать?», «Что он делает?»), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родо-видовые, часть – целое и др.). Совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Наряду снаглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
У детей начинает проявляться воображение. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.
В деятельности воспитанников возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться иудерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет поведение ребенка. Теперь он в состоянии специально запомнить и в нужный момент припомнить правила и изменить в соответствии с ними свое поведение. Он способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.
В процессе освоения учебной программы педагогические работники продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников в условиях реализации содержания всех образовательных областей.
Сенсорика развивается при условии:
активного совершенствования всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глиной, песком, водой и др.) и простыми безопасными инструментами (деревянными брусками, пластилином, красками идр.); активного восприятия предметов в процессе практических действий;
совершенствования умения ориентироваться в окружающем мире;
развития мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки идр.), использования мелких предметов вигре и деятельности;
68
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
формирования представлений о предметах и явлениях, их свойствах и качествах;
овладения словесными описаниями действий, свойств и качеств (сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.), использования их как мерки, с которой сопоставляются особенности воспринимаемых предметов (например, соотношение по величине между тремя предметами: большой – маленький – самый маленький).
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях:
формирования знаковой функции сознания (действия со словами как со знаками, использование игрушек-заместителей и др.);
овладения простейшими наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (наглядный образец рисования, последовательность выполнения действий, последовательность рассказывания сказки и т.д.);
овладения способами группировки предметов на основе одного из общепринятых представлений (по цвету, форме, величине, принадлежности к понятию);
установления простых причинно-следственных связей между воспринимаемыми предметами и явлениями (обрезаем углы у квадрата – получаем круг, пригрело солнышко – растаял снег и т.п.); побуждения сравнивать, различать, называть;
развития умений действовать по образцу (или по собственному несложному плану);
развития любознательности (особенно к причинам явлений), стимулирования умения задавать вопросы о предметах и их разнообразных взаимосвязях, не наблюдаемых непосредственно, и о качествах человека;
подкрепления произвольности мышления и произвольности поведения.
Активизация непроизвольного запоминания и воспроизведения информации, полученной при помощи органов чувств, запоминания и воспроизведения разнообразного материала способствует развитию памяти.
Развитие внимания происходит при условии:
стимулирования устойчивости внимания детей при помощи словесных напоминаний и указаний на основе интереса к предметам и явлениям, в игре;
создания эмоционально окрашенных ситуаций восприятия окружающей жизни, смены форм деятельности;
стимулирования сосредоточения внимания в процессе игровой деятельности (продолжительность сюжетно-ролевых игр – 0,5–1 ч).
Реализация содержания учебной программы способствует решению задач развития воображения у детей:
расширению возможности замещать реальные вещи и события воображаемыми (развитие знаковой функции сознания);
обогащению воображения через игровую деятельность, рисование, слушание сказок (рассказов), музыки, использование в игре предметов-заместителей;
обучению построению замысла игры;
обогащению личного опыта воспитанника как основы развития воображения. Ребенок вобразовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь
и совершенствуя способы познания.
Содержанием учебной программы является:
развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной
на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей вфизическом мире (вопросы Что это? Зачем? Почему?);
побуждение к теоретическому сотрудничеству со взрослым (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире), сменяющему сотрудничество практическое;
простейшее экспериментирование во всех видах деятельности;
простейшее моделирование.
Речевое развитие. Активный ипассивный словарный запас значительно
увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями 69
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
предметов, их свойств иотношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).
Ребенок активно начинает устанавливать ипонимать элементарные причинно- следственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки идр. Рассказы изличного опыта свидетельствуют обосознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи: в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия: ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т.д.).
Эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще несовершенны. Четвертый год жизни– время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами – представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых ребенком предметов.
Воспитанники проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыки, узнают знакомые произведения, называют их. Различают звуки повысоте, тембры музыкальных инструментов. Дети хорошо подстраиваются к голосу взрослого, начинают петь протяжно.
У воспитанников повышается восприимчивость к художественным произведениям, кнекоторым элементам художественной формы (ритму, рифме). Совершенствуются способности к восприятию и повторению речевого материала, в том числе на белорусском языке. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихотворений, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Развиваются иэстетические чувства воспитанников. Они сопереживают героям любимых сказок, неравнодушны кмузыке, краскам природы, книжной графике, используют цвет как средство передачи своего отношения клюдям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения сокружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций. И не только положительные эмоции владеют им. Озабоченность могут вызвать такие эмоциональные проявления, как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность. Вообще же детям этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.