Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Дата: 11 октября 2020 в 17:13, Обновлено 11 октября 2020 в 22:12

Каждый возрастной период жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.
Ведущая деятельность обеспечивает главнейшие изменения впсихике ребенка, подготавливает его переход к новой, высшей ступени развития.
В младенческом возрасте ведущая деятельность – общение, новообразования – ходьба и первое слово, социальная ситуация развития – освоение норм отношений между людьми.
Быстрый темп инеравномерность развития ребенка младенческого возраста вызывают необходимость деления первого года жизни на несколько микропериодов: от рождения до 3 месяцев, от 3 месяцев до 6 месяцев, от 6 месяцев до 9 месяцев, от 9 месяцев до 12 месяцев – и выделения в каждом из них умений, которые получают именно в данном возрасте наибольшее развитие и имеют прогрессивное значение для дальнейшей жизни. Эти умения названы ведущими, на них должно быть направлено особое внимание в процессе обучения и воспитания ребенка.
В указанные микропериоды жизни происходитсмена режимов кормления, сна и бодрствования детей с определенным содержанием в каждом, расширением форм общения. Вкаждый возрастной микропериод на первом году жизни решаются определенные задачи обучения и воспитания, которые вытекают из особенностей развития младенца и основываются на его потенциальных возможностях. Это особенно важно, потому что умения ребенка появляются с определенной очередностью при условии педагогической последовательности в его воспитании.
Первый год жизни ребенка является периодом наиболее интенсивного физического и психического развития, определяющим успешность ребенка в последующие жизненные этапы. Втечение первого года жизни формируется моторика (общая, мелкая); нормализуется координация движений; совершенствуется механизм тонуса мышц; развиваются зрение и слух. К концу младенческого периода активно формируются речь, ходьба.
Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста– ситуация неразрывного единства ребенка ивзрослого, социальная ситуация «мы», социальная ситуация комфорта. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка. Базовая
 5

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
потребность возраста – потребность в безопасности и защищенности. Развитие ребенка вданный возрастной период осуществляется вопределенной последовательности: все новые, более сложные умения формируются на основе уже имеющихся, более простых. Овладение тем или иным умением происходит в разные возрастные периоды. При этом отмечаются периоды накопления искачков, чем иобусловливается неравномерность развития ребенка данного возраста. Скачкообразность отражает объективный, закономерный процесс развития организма ребенка, отсутствие скачков является следствием проблем в развитии и воспитании детей.
При благоприятных условиях воспитания на второй-третьей неделе жизни ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека. В конце первого месяца ребенок может устанавливать контакт совзрослым взглядом «глаза в глаза» и отвечать на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.
В течение пяти последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все увереннее отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии. С третьего месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, голос и т.п. Эти проявления складываются вцелостную структуру поведения, получившую название «комплекс оживления». Традиционно фиксируются четыре компонента комплекса оживления: сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; улыбка; двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); вокализация (гуканье – короткие отрывистые звуки гх, га и др.; гуление – протяжные, певучие звуки га-а, гу-у, ага, агу и др.). В конце первого полугодия комплекс оживления обычно заменяется дифференцированными проявлениями более сложного характера. Взгляды иулыбки приобретают более тонкие эмоциональные оттенки, гуление постепенно сменяется лепетом, в общем двигательном оживлении обособляются движения рук.
В первом полугодии жизни ребенка ситуативно-личностное общение выступает как ведущая деятельность. В процессе общения с малышом следует использовать такие действия, которые выражают доброжелательность к нему и легко воспринимаются: физические соприкосновения, разговор с ласковой интонацией, воспроизведение звуков из репертуара младенца, сопровождение всех действий с малышом приветливой улыбкой, контакт взглядов. Общение со взрослыми способствует становлению у младенца основ личности и самосознания: доброжелательного отношения к людям, особой привязанности к близким, любознательности, положительного самоощущения.
Ребенок первого года жизни располагает такими возможностями психики, которые свидетельствуют оналичии унего полноценной внутренней жизни, идущей полинии развития взаимоотношений с окружающими людьми, становлении личности и самосознания.
Под влиянием общения начинают складываться представление младенца о себе, отношение ксебе, образ себя, основы саморегуляции, способность принимать себя в расчет, т.е. закладываются основы самосознания.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, – нужен он или не нужен, любят его или нет. На основе этого опыта у малыша формируется первичное доверие к миру. Доброжелательное, бережное отношение взрослого к малышу находит отражение в положительной самооценке ребенка, которая формируется с первых месяцев его жизни и составляет фундамент образа себя. Уже в первом полугодии жизни младенец обнаруживает способность различать отношение взрослого ксвоим действиям иотношение ксебе вцелом как кличности. Трехмесячный ребенок судовольствием рассматривает себя в зеркале и улыбается своему отражению. Это свидетельство его
 благополучного личностного развития самоощущения.
и первое проявление положительного
6

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
Адекватное реагирование на признаки дискомфорта ребенка способствует развитию его инициативы, дает почувствовать малышу, что собственная активность что-то изменяет вего жизни, дает возможность ощутить эффективность своих действий. Впроцессе общения у ребенка складывается не только образ себя, но и образ другого человека. Установление взаимоотношений в системе «ребенок – взрослый» – важнейший момент становления саморегуляции младенца. Возможности ребенка в установлении отношений в этот период ограничены. Он способен осуществить субъектные отношения лишь с узким кругом людей, находящихся с ним в постоянном контакте и удовлетворяющих его потребности. Позднее появляется возможность для отношений в системах «ребенок – другие близкие взрослые», «ребенок – ребенок». Параллельно с расширением отношений идет формирование их интенсивности иустойчивости. Наиболее выраженными истабильными вэто время являются отношения «ребенок– близкий взрослый» (как правило, мать).
В этот период вобщении закладывается привязанность малыша ктем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности, – матери, другим значимым для ребенка взрослым. Появление привязанности к матери, другому значимому взрослому – одно из важнейших психологических новообразований данного возраста. Его научное название – аффективно- личностные связи. Аффективные – потому что в их основе лежат эмоциональные процессы, личностные– потому что они возникают не просто врезультате любого взаимодействия взрослого и ребенка, а именно в общении. Благодаря этим связям у ребенка появляется чувство уверенности в себе, закладывается активная позиция в отношении к окружающему миру и самому себе. К четырем-пяти месяцам активность у ребенка проявляется в открытом, доброжелательном отношении к окружающим людям, в заинтересованном инициативном отношении к предметному миру, в жизнерадостности, требовательности, уверенности и настойчивости в своих желаниях, свидетельствующих о положительном самоощущении. В процессе общения происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы ребенка. Общение требует отребенка умения распознавать эмоциональные проявления взрослого исовершенствования собственных экспрессий, с помощью которых он выражает свое отношение ко взрослым, свои желания и состояния. Во втором полугодии жизни младенец уже четко различает окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в деловое общение, со знакомыми предпочитает деловое общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность кблизким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, он преодолевает боязнь и активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.
Хотя основной жизненный опыт в первом полугодии жизни ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, большое значение имеет познание им предметного окружения.
Для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии его жизни, помимо общения со взрослыми, необходимым является создание условий для развития познавательной активности поотношению кпредметному окружению, поскольку она лежит воснове предметно-манипулятивной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе. Источником познавательной активности является врожденная потребность ребенка во внешних впечатлениях. Уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействие разных модальностей, исходящих из внешней среды, как от человека, так и от предметного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает развития познавательной активности ребенка. Общение со взрослыми во многом определяет ее качественные и количественные особенности. Взрослый человек представляет собой наиболее богатый источник зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных, проприоцептивных и других впечатлений, поэтому изначально главным объектом познавательной активности ребенка выступают ухаживающие за ним взрослые люди.
При благоприятных условиях воспитания, предполагающих организацию развивающей предметно-пространственной среды, включение предметов в общение
 7

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
ребенка и взрослого, познавательная активность по отношению к предметам развивается высокими темпами. Она проявляется в поиске новых впечатлений, во внимании, интересе и положительном эмоциональном отношении ребенка к предметам, стремлении обследовать их. На протяжении первых месяцев жизни совершенствуются способы обследования предметов. Сначала появляются зрительные иоральные (ротовые) познавательные действия, затем – мануальные (действия руки), постепенно налаживается зрительно-двигательная координация. С момента появления целенаправленного хватания предмета (обычно после 4 месяцев) начинается развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Во втором полугодии жизни в качестве ведущей деятельности ребенка выступает ситуативно-деловое (эмоционально-опосредованное) общение со взрослыми, которое возникает на основе их совместных действий. Средоточием интересов ребенка становится предметное окружение во всем его многообразии. Младенец познает окружающий мир предметов, активно действуя с ними. Он пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой может дотянуться. Манипулятивные действия ребенка на протяжении второго полугодия усложняются истановятся все более разнообразными. Он активно использует ориентировочные действия (трогает, царапает, берет в руки, в рот, рассматривает, кусает, лижет, ощупывает, вертит в руках), совершает простые манипуляции с предметом (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т.д.). Такие действия называются неспецифическими, поскольку ребенок проделывает их с любым предметом независимо от его физических свойств и функций. Постепенно младенец научается действовать двумя и более предметами, пользуясь обеими руками, соотносить свои действия с их физическими свойствами ифункциями. Ребенок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку), растягивает резинку, веревку, сжимает резиновые игрушки, извлекая изних звук, вынимает из коробки и вкладывает в нее мелкие предметы. Эти действия называются специфическими.
К концу первого года младенец начинает осваивать особый класс специфических действий сбытовыми предметами (ложка, чашка, расческа). Данными действиями ребенок не может овладеть самостоятельно, так как культурные способы использования предметов не вытекают прямо из их физических свойств. Только во взаимодействии совзрослыми ребенок может получать образцы культурных действий: есть ложкой, причесывать расческой куклу, баюкать, поить ее из чашки и т.д. Совершая самостоятельно разнообразные действия с предметами, ребенок знакомится с их различными свойствами, постигает причинно-следственные связи между своими действиями и их последствиями (ударяет по столу кубиком – слышит звук, выпускает из рук ложку – она падает и звенит, мнет или рвет бумагу– она шуршит иизменяет форму). Так впроцессе действий с предметами развиваются познавательные процессы – ощущения, восприятие, внимание, память, мышление – и расширяются представления ребенка о мире вещей. Опыт самостоятельных действий с предметами порождает переживание младенцем себя как субъекта деятельности. Это отражается в появлении уверенности в действиях, настойчивости в достижении желаемой цели (завладеть игрушкой, почеркать карандашом, вынуть из ботинка шнурок и т.д.), в отстаивании права на выбор желаемого действия. Ребенок, активно стремящийся действовать с предметами, становится в новую позицию поотношению ко взрослому. Их общение приобретает ситуативно-деловую форму. Младенец по-прежнему нуждается в доброжелательном внимании взрослого, но этого ему уже недостаточно. Ребенок видит во взрослом не только источник любви и ласки, но и соучастника, помощника в действиях с предметами, носителя образца действий и оценки своих действий. Взрослый по-прежнему является неиссякаемым источником внешних впечатлений для младенца, но теперь в центре внимания находятся предметы в руках взрослого и его действия с ними. Ребенок с интересом наблюдает за действиями взрослого, присоединяется к ним и пытается подражать, побуждает взрослого приблизить недоступные предметы, повторить понравившееся действие. Содержанием общения становятся предметные действия.
 8

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
Интенсивное эмоциональное общение является мощным фактором, влияющим на предречевое развитие ребенка. От рождения наделенные избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи младенцы нуждаются в постоянном восприятии речи взрослого. Они предпочитают особую речь. Это нежные, высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью малышу. Первые звуки, называемые гуканьем, младенцы издают еще в конце первого месяца жизни. В начале второго месяца появляются протяжные звуки, называемые гулением. В три месяца большинство детей во время бодрствования подолгу вокализирует.
Использование взрослыми речи в совместных действиях обостряет у ребенка необходимость в ее понимании и активном овладении словом.
Понимание речи проходит ряд этапов. Сначала появляется умение находить взглядом показываемый и называемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, находящегося на постоянном месте. В 7–8 месяцев он находит его по слову в любом месте. В этом же возрасте он начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения, откликаться на свое имя. К концу года по просьбе взрослого ребенок может найти однородные предметы, сам обобщить их по ярким признакам, у него формируется понимание названий предметов, действий с предметами, поведения.
Во втором полугодии малыш начинает сопровождать свои действия лепетом, состоящим из повторяемых слогов. К концу года появляется лепетное говорение – целые тирады, интонационно оформленные как речевые высказывания, но состоящие из лепетных слов. Одним из важных условий, способствующих развитию речи, являются эмоциональные контакты ребенка со взрослым. Они помогают детям выделять речь как отличительную черту обращений, а привязанность ко взрослому стимулирует стремление подражать ему. К концу года ребенок научается произносить первые слова.
В течение первого года жизни закладывается фундамент будущей культуры ребенка, создаются предпосылки для его систематического эстетического развития, формируются элементы восприимчивости как важного качества личности.
Младенец воспринимает различные яркие цвета, выразительные звуки и формы, радуется им. Ребенок протягивает ручки к привлекательной игрушке, прислушивается к звукам разного характера, тембра, громкости, ищет их источник.
Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стишков, колыбельных песенок, ярких картинок. Особое место в эстетическом развитии малыша занимает музыка: он активно на нее реагирует, отзывается на ее тональность, охотно движется поднее: двигает руками, приседает, раскачивает туловищем, пристукивает ногой и т.д. Однако слушать музыку, звучащую непрерывно, малыш может несколько минут.
С середины первого года жизни младенец охотно воспринимает игру на детских музыкальных инструментах, радуется исполнению взрослым народных потешек, коротеньких детских песенок, танцевальных мелодий. Музыка, пение, движения подмузыку, игра на музыкальных инструментах приносят ребенку удовольствие, утешают его, развивают в нем эмоциональную чувствительность, воспитывают внимание, формируют способность прислушиваться к музыке и слушать ее.
К концу года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли, против ограничения активности исвободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной деятельности. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий – это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период кризиса первого года.
Содержание кризиса составляют:
развитие ходьбы, благодаря которой расширяется пространство жизненного мира ребенка, он отделяет себя от взрослого;
 9

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601
появление автономной речи ребенка, вследствие чего возникает новое содержание активности малыша – предметная манипулятивная деятельность;
возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, стремления к самостоятельности.
Особенно ярко эти симптомы проявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже ходит), отталкивает взрослых. Могут появляться новые эмоциональные реакции: страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. В такой ситуации у ребенка можно наблюдать испуганное выражение лица: губы поджаты, глаза расширены, брови подняты. Гнев, вызванный разочарованием, появляется в виде сопротивлений и плача, когда прерывают какое-то занятие ребенка или из его поля зрения исчезает интересный объект. К концу первого года дети реагируют на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становятся нежными или обнаруживают обиду или ревность. Важно помнить, что при дефиците внимания, любви, ласки умалыша начинает складываться чувство недоверия, отчужденности. Все это свидетельствует о появлении индивидуальной психической жизни ребенка как основного достижения возраста 1 года.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.